Если перестало подниматься боковое стекло в машине, это сразу отражается на безопасности и комфорте. В салон может попасть дождь или снег, ухудшается обзор, повышается риск кражи. Расскажем, почему не работает стеклоподъёмник, какие поломки встречаются чаще всего и как их определить.
Стеклоподъёмники бывают двух типов — механические и электрические. Они отличаются способом привода, но оба используют один и тот же принцип: стекло движется по направляющим, а механизм передаёт усилие на ползун, который закрывает или открывает окно. Также у обоих типов есть общие элементы: крепление к ползуну, направляющие, уплотнители.
Механический стеклоподъёмник в машине — это система, в которой стекло поднимается вручную. Водитель вращает ручку, а усилие через шестерни и рычажный или тросовый механизм передаётся на стекло, и таким образом поднимает или опускает его.
Основные элементы: ручка, редуктор, рычажный или тросовый привод, ползун и направляющие.
Особенности работы: все нагрузки принимает механика. Износ шестерён, тросов и рычагов приводит к тугому ходу, рывкам и перекосу стекла.
Вместо ручки используется кнопка: электромотор приводит в движение тот же механизм — тросовый, рычажный или реечный.
Основные элементы: кнопки, водительский блок управления, электромотор, проводка, предохранитель или реле.
Особенности работы: неисправность может быть как в механической части, так и в электрике — отсутствие питания, плохой контакт или поломка моторчика дают одинаковый результат: стекло не двигается.
Поломки хорошо ощущаются по усилию на ручке и по характеру движения стекла. По этим признакам можно быстро определить, что именно сломалось и как действовать дальше.
Причины: обрыв или сход троса с барабана, износ зубьев шестерни, повреждение крепления стекла к ползуну.
Что можно сделать самому: снять обшивку двери и проверить, на месте ли трос и рабочая связка ручки с механизмом. Если виден обрыв или разрушение деталей, нужно поднять стекло вручную и зафиксировать его.
Когда нужен сервис: трос намотан клубком, болтается или стекло опустилось внутрь двери.
Причины: загрязнение или ржавчина в направляющих, перекос рычагов, подсохшие трущиеся элементы.
Что можно сделать самому: очистить направляющие и уплотнители от грязи и песка, обработать их силиконовой смазкой и убедиться, что обшивка не зажимает стекло.
Когда нужен сервис: усилие остаётся высоким или при вращении ощущаются закусывания, слышен хруст или щелканье.
Причины: выход стекла из направляющих, ослабленное или треснувшее крепление к ползуну, деформация рычагов.
Что можно сделать самому: аккуратно вернуть стекло в направляющие и поднять его вверх, если перекос небольшой.
Когда нужен сервис: стекло сильно завалено, не двигается ровно или есть риск его разбить.
Причины: износ зубчатого сектора, люфт креплений механизма, повреждение ползуна.
Что можно сделать самому: подтянуть крепления, очистить механизм и слегка смазать трущиеся элементы.
Когда нужен сервис: остаются резкие металлические удары или стекло дёргается при каждом обороте ручки.
Любой сбой в цепи электростеклоподъёмника приводит к тому, что стекло перестаёт реагировать или двигается неправильно. Тщательная диагностика помогает понять, в чём проблема: в электрике или в механизме.
Можно попробовать безопасно поднять стекло вручную. Для этого один человек должен удерживать кнопку «вверх», а второй — мягко тянуть стекло ладонями. При треске, хрусте или перекосе — прекратите попытку.
Если починить подъёмник на месте не получается или вы не хотите рисковать, стоит отвезти машину в автосервис. Перед поездкой оцените ситуацию:
Если стекло удалось поднять вручную, зафиксируйте его широким армированным скотчем снаружи и изнутри. Клеить нужно по вертикали, захватывая стойку двери.
Если стекло осталось внизу, временно закройте проём плотной плёнкой или полиэтиленом, лучше в два слоя. Закрепите плёнку по периметру проёма, избегайте складок.
Причины:
Оборван провод, отвечающий именно за «подъём».
Окислены или подгорели контакты кнопки.
Неисправен мастер-блок водительской двери.
Питание подаётся только в одном направлении.
Что можно сделать самому: аккуратно сжать гофру двери и посмотреть, не меняется ли реакция. Если меняется, значит дело в повреждении проводки. При наличии мультиметра можно проверить, приходит ли питание на кнопку при нажатии «вверх» и передаётся ли оно дальше на мотор.
Когда нужен сервис:
Если в гофре повреждена изоляция или несколько проводов порваны.
Если кнопка не выдаёт сигнал при нажатии, а контакты окислились.
Если нет понимания, где искать обрыв.
Причины:
Оборвался трос внутри стеклоподъёмника.
Сломались или вылетели ползуны.
Стекло отсоединилось от крепления.
Механизм заклинил из-за перекоса или износа роликов.
Что можно сделать самому: не держать кнопку долго, чтобы не перегреть мотор. Если стекло ещё удерживается ползуном, поднять его руками и зафиксировать до ремонта. Послушать характер шума: металлический треск или свободное вращение — признак обрыва троса.
Когда нужен сервис:
Если стекло проваливается внутрь двери.
Если при вращении мотор свободно жужжит.
Если ползун разрушен.
Причины:
Стекло вышло из направляющих.
Уплотнители высохли или загрязнились и создают сопротивление.
Ползун повреждён и тянет стекло неравномерно.
В направляющих скопился песок или появилась наледь.
Что можно сделать самому: очистить уплотнители и кромку стекла от грязи, обработать уплотнители и направляющие силиконовой смазкой. Затем слегка приподнять стекло и направить его обратно в направляющие.
Когда нужен сервис:
Стекло наклоняется вперёд или назад и выходит из направляющих.
Перекос повторяется даже после очистки.
Есть треск или ощущение, что стекло цепляет металл.
Причины:
Отказал мастер-блок.
В модуль кнопок попала влага. Это же может вызвать и короткое замыкание.
Окислились контакты или повредились дорожки платы.
Повреждён разъём или шлейф.
Что можно сделать самому: проверить, работают ли стёкла с кнопок пассажиров.
Когда нужен сервис: если дверь попадала под воду или недавно вмешивались в электрику.
Причины:
Перегорел общий предохранитель.
Нет питания на блок управления.
Неправильно подключили сигнализацию или другое оборудование, из-за чего цепь стеклоподъёмников потеряла питание.
Что можно сделать самому: найти предохранитель по схеме и проверить его напрямую. Если не работает — заменить на новый с тем же номиналом.
Когда нужен сервис:
Если предохранитель сгорает сразу после установки.
Если питание не приходит на блок управления.
Сам по себе неисправный стеклоподъёмник не запрещает эксплуатацию автомобиля. Но это снижает комфорт и может создать опасную ситуацию, если, например, нужно быстро опустить стекло.
Другая ситуация — когда проём закрыт плёнкой, картоном, тканью и другими непрозрачными материалами. В этом случае обзор ухудшается и автомобиль может не соответствовать требованиям к техническому состоянию и безопасности, установленным Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации и техническим регламентом ТС 018/2011. Управление таким автомобилем может быть квалифицировано как нарушение по ст. 12.5 КоАП РФ. Можно получить штраф 500 рублей.
Если вы временно фиксируете поднятое стекло скотчем или закрываете проём плёнкой, безопаснее не использовать машину в обычном режиме, а двигаться только кратчайшим путём до сервиса, на невысокой скорости и с повышенным вниманием. При остановке инспектором ГИБДД он вправе оценить состояние остекления как нарушение требований к эксплуатации.
Если нужна помощь с автомобильным стеклом, обращайтесь в Битстоп. Специалисты отремонтируют или заменят стёкла быстро и аккуратно. Работаем с любыми стёклами: лобовым, задним, левыми и правыми боковыми.