С помощью тонировки стекол кто-то стремится скрыть салон от посторонних глаз, кто-то пытается защититься от солнца, а кто-то просто хочет придать автомобилю более выразительный внешний вид. Однако тонировка также влияет на обзорность и безопасность движения, поэтому для неё действуют определённые ограничения. Разберемся, какой штраф за тонировку грозит автолюбителям, как проходят проверки и что делать, если стекло не прошло по нормам.
Правила тонировки регулируют такие документы:
Требования к тонировке по ГОСТу передних стекол (передних боковых и лобового) — не менее 70% светопропускания. Это обеспечивает хороший обзор и позволяет водителю контролировать ситуацию на дороге.
Важно учитывать, что заводские стёкла изначально имеют светопропускание не 100%, а в среднем 75–85%. Если наклеить даже лёгкую тонировочную плёнку, показатель может упасть ниже допустимой нормы. Поэтому перед установкой важно проверять итоговый результат, чтобы избежать штрафов.
На легковых машинах разрешено наклеивать светозащитную полосу в верхней части лобового стекла — не шире 14 см. Она помогает бороться с бликами от солнца и не мешает обзору. Для автобусов и грузовиков правило другое: ширина полосы не должна быть больше расстояния от верха стекла до той части, которую очищают дворники.
Для задних боковых и заднего стекла требований к тонировке (сколько процентов разрешено) нет — можно делать полностью непрозрачную и использовать шторки.
Если инспектор ГИБДД видит затемнённые стёкла или шторки на передних окнах, он может остановить автомобиль и замерить светопропускание. Для этого используют специальный прибор — тауметр.
Важно: инспектор обязан иметь при себе действующее свидетельство о поверке прибора. Вы имеете полное право попросить предъявить этот документ и проверить целостность пломбы на корпусе. Если свидетельства нет, оно просрочено или пломба сорвана — результаты замера не имеют юридической силы, и штраф можно легко оспорить.
Измерение проводят на чистом и сухом стекле, в условиях температуры и влажности, указанных в методике к конкретному прибору. Обычно это диапазон от отрицательных температур до +40 °C и отсутствие конденсата на стекле.
Если вы считаете, что замер проводился с нарушениями, можно вежливо попросить повторное измерение и фиксацию процедуры на видео или в присутствии понятых, но закон прямо не обязывает инспектора привлекать понятых при проверке тонировки.
Если на передних стёклах установлены шторки, это тоже считается нарушением. В этом случае инспектор может сразу выписать штраф.
Лайфхак со съемной тонировкой: юридически её использование — тоже нарушение, но тактически она позволяет избежать «Предписания». Если вы успеете снять экраны или силиконовую пленку до начала замера, инспектор не сможет зафиксировать нарушение прибором. Нет замера — нет доказательной базы.
После того как инспектор замерил светопропускание и зафиксировал нарушение, он вправе назначить штраф. Однако если водитель устраняет проблему на месте — снимает плёнку сразу — сотрудники ГИБДД нередко ограничиваются устным предупреждением. Если водитель не может или не хочет снять плёнку, инспектор выдает предписание с указанием срока (обычно 10 дней), за который нужно устранить нарушение, и выписывает штраф.
За первое нарушение норм по светопропусканию стёкол водитель должен заплатить 500 рублей. Это можно сделать со скидкой 25% в течение 30 дней со дня вынесения постановления (как правило, совпадает с днем получения).
Если водитель не исполнил предписание и его поймали на повторном нарушении, то инспектор может добавить более строгие меры. Согласно статье 19.3 КоАП РФ, за невыполнение законных требований должностного лица предусмотрены штраф от 2000 до 4000 рублей, административный арест до 15 суток или обязательные работы до 120 часов.
Водитель может оспорить штраф или другое наказание, если считает, что его назначили несправедливо. Вот в каких случаях это реально сделать:
Тауметр не соответствует ГОСТу: например, у него нет пломбы или сертификата.
Условия измерения были нарушены: экстремальная температура, плохая видимость, грязное стекло и т.п. В таком случае очень помогут видеозаписи — особенно если на них видно, как инспектор оформлял постановление.
Инспектор сделал замер в одной точке. Чтобы наложить штраф, нужно сделать несколько замеров — средний показатель должен быть ниже разрешенного. Если инспектор ограничился одним замером, это следует указать при подписании протокола, чтобы отстоять права в суде.
В протоколе не указаны важные данные: показания тауметра, модель прибора, точное время и дата нарушения или обстоятельства произошедшего описаны неверно.
Допущены ошибки при заполнении информации о водителе, либо не зафиксированы данные понятых и их показания.
Если водитель не согласен с наказанием, он должен указать это прямо в протоколе. В графе «Комментарии» кратко описать свою версию событий. Если места не хватает, можно приложить отдельный лист с пояснениями и заверить его подписью.
После оформления протокола получите его копию, прикрепите к ней видеодоказательства, если есть, и составьте жалобу на постановление. Все документы направьте начальнику подразделения ГИБДД, где служит инспектор, выписавший штраф.
Подать жалобу можно лично или по электронной почте. На рассмотрение у начальника — до 10 дней, иногда отвечают и быстрее.
Если решение не отменили — жалобу можно подать в районный суд, а при необходимости — и в вышестоящие инстанции.
Если в итоге вашу жалобу не признают обоснованной, штраф всё равно придётся оплатить.
К выбору тонировки стоит подходить ответственно — с учётом как комфорта, так и безопасности на дороге. Основные параметры, на который стоит обратить внимание, — степень светопропускания и способ нанесения.
Именно от него зависит, насколько хорошо водитель будет видеть дорогу.
|
95% |
Практически прозрачная: почти не снижает обзор, безопасна ночью и в плохую погоду. |
|
70–90% |
Лёгкая: слегка уменьшает яркость солнечного света, создаёт небольшую приватность, обзор остаётся безопасным. |
|
50–70% |
Умеренная: даёт большую защиту от ультрафиолета и приватность, при этом сохраняет достаточную видимость для управления автомобилем днём. |
|
25–50% |
Тёмная: ограничивает обзор изнутри, повышает приватность, может использоваться только на задние стекла при соблюдении правил. |
|
5–25% |
Очень тёмная: практически не пропускает свет, полностью закрывает обзор, разрешена только для задних стекол. |
Способ нанесения тоже играет важную роль — он влияет не только на внешний вид автомобиля, но и на долговечность покрытия, уровень защиты от солнца и удобство эксплуатации.Тонировка может быть установлена различными способами и бывает следующих видов:
Заводская — встроена в стекло на стадии его производства, что обеспечивает равномерное затемнение. Такой тип тонировки не требует дополнительного ухода, долговечен и не нарушает норм безопасности. Заводская тонировка обычно снижает светопропускание на 10-15%.
Плёночная — самая распространённая и доступная в установке. Она представляет собой прозрачную или затемнённую плёнку, которая наклеивается на стекло.
Напылённая — этот тип тонировки заключается в нанесении на стекло специального напыления, которое может быть металлизированным или органическим. Напылённые стекла долговечны, устойчивы к механическим повреждениям и эффективно защищают от солнца.
Электронная — инновационная технология, при которой степень затемнения стекла можно регулировать с помощью электрического тока. Стёкла с электронным затемнением могут становиться полностью прозрачными или затемняться в зависимости от условий. Этот тип тонировки часто используется в дорогих автомобилях и имеет высокую стоимость.
Съёмная — представляет собой различные шторки или жалюзи, которые устанавливаются на задние стекла и могут быть легко сняты. Съёмная тонировка часто используется на задних стеклах, где нет строгих ограничений по светопропусканию.
Атермальная — этот тип тонировки блокирует до 90% инфракрасных лучей, что помогает поддерживать комфортную температуру в салоне автомобиля, особенно в жаркое время года. Тонировка не влияет на видимость и не мешает работе датчиков автомобиля, таких как камеры или радары.
Некоторые виды тонировки не разрешены законом, так как они могут ограничивать видимость и повышать риск ДТП:
Зеркальная пленка — запрещена для всех стёкол автомобиля, поскольку создаёт блики для других участников дорожного движения. Однако есть юридический казус: в действующих ГОСТах и ПДД нет четкого технического определения «зеркальности» и прибора для её измерения на дороге. Инспектор определяет это «на глаз». Это дает шанс оспорить штраф в суде, если светопропускание пленки при этом находится в норме.
Чрезмерно тёмная пленка — любая пленка, которая снижает уровень светопропускания ниже 70% на лобовом и передних боковых стеклах запрещена.
Декоративная тонировка и наклейки — не допускаются на лобовом и передних боковых стеклах, так как искажают цвет и прозрачность, закрывают обзорные зоны.
Чтобы избежать штрафа и не подвергать риску себя и других, лучше заранее убедиться, что тонировка вашего автомобиля соответствует требованиям ПДД.
Тонировка делает поездки на автомобиле комфортными и защищает салон от жары и солнца. Однако важно помнить, что она должна соответствовать нормам безопасности, иначе можно столкнуться со штрафами и другими санкциями.
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, важно выбирать сертифицированные материалы для тонировки, соблюдать правила установки и следить за состоянием стекол.
Не обязательно разбираться во всех тонкостях законодательства самостоятельно и переживать о том, какая разрешена тонировка, а какая — нет. Просто обратитесь в ближайший центр Битстоп. Наши специалисты подберут тонировку по вашим предпочтениям и установят её в соответствии со всеми стандартами.