Система обогрева очищает заднее стекло от снега и капель дождя. Именно благодаря ей вы получаете свободный задний обзор. По разным причинам, например, в результате неаккуратного снятия тонировки, система может выйти из строя. Оставлять ее поломанной нельзя — заснеженное или мокрое стекло может привести к аварии.
Система обогрева состоит из нескольких элементов:
♦ Предохранителя в общем блоке.
♦ Токопроводящих нитей.
♦ Контактов.
♦ Реле обогревателя.
♦ Кнопок включения.
♦ Контрольной лампы на щитке приборов.
Принцип работы системы обогрева
Вдоль заднего стекла автомобиля расположены токопроводящие нити с контактами. С одной стороны они подключены к бортовой сети автомобиля, с другой — к массе через схему управления.
После зажигания и нажатия на кнопку включения на щитке приборов загорается лампа: это значит, что ток поступает в нити, они нагреваются и подают на стекло тепло. За наличие напряжения в сети, распределяющееся при помощи реле обогревателя, отвечает предохранитель.
Причины поломки системы обогрева
♦ Сгоревший предохранитель. Проблема решается заменой сгоревшего предохранителя на новый.
♦ Вышедшее из стоя реле управления. Требуется замена на новое. Деталь находится либо в блоке реле, либо в блоке предохранителей со стороны салона. При замене необходимо отключить АКБ.
♦ Неаккуратная чистка и мойка стекол автомобиля.
♦ Повреждение токопроводящих полос во время снятия тонировки.
♦ Внешнее механическое воздействие на полосы.
♦ Перегрев полос, который привел к разрыву связи.
Ремонт в домашних условиях
Многие автовладельцы делают ремонт нитей обогрева заднего стекла своими руками. Первыми делом меняют предохранитель и реле управления. Если процесс обогрева не запускается, определяют неисправность полос.
Неисправность можно выявить двумя способами:
♦ Визуально (с помощью лупы и подсветки).
♦ С помощью вольтметра или другого инструмента.
С визуальным методом все просто. Разрыв полос автовладелец определяет во время наблюдения за процессом обогрева. Место, которое не прогревается, определить легко: стекло в таком месте не оттаивает и не высыхает. Если при дневном свете неисправность выявить не получается, на помощь приходят лупа и фонарь. Подсветка и лупа позволяют точно определить место повреждения нити.
После визуального осмотра определяют точки разрыва на линии: найти их можно по нагарам, образовавшимся вследствие перегрева, или с помощью специальных инструментов — вольтметра, мультиметра или стрелочного тестера. Проведите по проложенным линиям: щупы или клеммы прибора определят напряжение и дадут показания. В месте, где произошел разрыв, прибор покажет отсутствие напряжения. Таким образом можно определить линию разрыва, его начальную и конечную точку и расстояние между ними.
Процесс ремонта
♦ Подготовка набора для ремонта нитей обогрева: клея, очищающей салфетки, трафарета, кисточки.
♦ Создание клеевой смеси по инструкции от производителя.
♦ Подготовка поверхности стекла к ремонту: аккуратное очищение салфеткой или любым обезжиривателем.
♦ Нанесение малярного скотча с обеих сторон повреждения. Приклеивайте скотч строго по ширине нити, для точности можно использовать специальный трафарет.
♦ Нанесение клея для ремонта нитей обогрева на поверхность по выделенной ширине. При необходимости — в несколько слоев.
♦ Через 20 минут — удаление малярного скотча, а также трафарета согласно инструкции от производителя.
♦ Включение и проверка системы обогрева спустя сутки (после полного высыхания клея).
Популярные марки клея:
♦ Контактол-А, примерно 200 руб.
♦ DoneDeal, примерно 500 руб.
♦ Permatex PR-21351, примерно 185 руб.
♦ Permatex Quick Grid Rear Window Defogger Repair Kit, примерно 330 руб.
К сожалению, самостоятельный ремонт не дает длительного эффекта. В среднем восстановленные нити обогрева служат в течение года. Поэтому многие автовладельцы не экспериментируют и сразу прибегают к помощи профессионалов, которые гарантируют более длительную службу системы обогрева.
Ремонт в сервисе
Сервисный ремонт нитей обогрева отличается от ремонта своими руками. Обычно автостекольные центры предлагают сразу заменить заднее стекло на новое, но если оно в хорошем состоянии, то проблему плохой видимости можно решить другими способами:
♦ Заменить предохранитель и реле управления.
♦ Восстановить нити.
Проводить ремонт целесообразно, если количество нитей с дефектами не превышает трех–четырех. Если повреждений больше, рекомендуется замена заднего стекла на новое.
Стоимость ремонта системы обогрева будет зависеть от количества заменяемых деталей, числа восстановленных нитей и выбранного клея.